Вам решать, где поставить запятую….

Эту статью я посвящаю своей маме и маме моего мужа,
за их идеи и активное участие 🙂

Недавно мой ребенок прочел свой первый текст из «Букваря» Жуковой. Небольшой такой, даже крохотный, рассказик про то, как дети с мамой пришли в сад и увидели груши и вишни. Рассказ помещался на пяти строчках, напечатанный крупными буквищами, слоги разделены тире. Андрей читал сосредоточенно, пыхтя над сложными слогами, а потом еще пыхтел, пока соображал, как слова соединить в осмысленное предложение. Он справился, а я чувствовала себя так, как будто бы сорвала «джекпот».

Моему сыну – 3 года и шесть месяцев. Он прочел уже половину «Букваря» и половину альтернативной книжки для чтения, где больше картинок и загадок, чем формальной методики. Частично виновата в этом моя мама, которая ввела меня в мир букв, когда мне было 4 года. На тот момент, в 1986 году, это было чем-то необычным. Была государственная программа детского образования и детям полагалось учиться читать, начиная с 1-го класса. Для некоторых это было с 7-ми лет.

Мы читаем «Букварь» каждый день вот уже больше полугода. Каждый день по пол-страницы, а иногда по паре строк, если особенно плохое настроение. Иногда мы читаем не с утра, а вечером, иногда с перерывом, а иногда, — прямо в постели перед сном. Мы читаем дома и в гостях, на выезде и даже в самолете. Нерушимое правило каждодневного чтения прочно вошло в его жизнь с моей подачи, и теперь он с явным удовольствием начинает читать простые вывески (правда, вывеску универмага на площади Победы — “Україна” – прочитал как “Украёна”, потом что мы учимся читать на русском, а две точечки над буквой не могут быть ничем иным как “ё” :))

Ё

Я хотела, чтобы Андрей начал читать как можно раньше. Родители привили мне любовь к чтению, и я могла бы сказать, что хочу подарить такую же тягу к книгам и моему сыну. Это было бы не до конца правдой. На самом деле, я все время старалась оптимизировать временной ресурс, который тратится на уход за ребенком и мечтала о том, как освободить себе немного времени, чтобы при этом ребенок не сидел за айпадом и бестолковыми современными мультфильмами («Фиксики» — не в счет и вне конкуренции!). Вариант с ранним чтением решал задачу времени, расправляясь еще загодя с возможными угрызениями совести, свойственными родителям, которые в первые шесть лет жизни ребенка ленились больше, чем хотят себе признаться. Я достаточно рано осознала, насколько больше у меня будет свободного времени и сколько я сэкономлю себе нервов, если мой ребенок присядет в сторонке почитать полчаса книжку хотя бы раз в день. Опять-таки, спасибо маме, которая в первые дни жизни моего ребенка с азартом пыталась научить его говорить «ма-ма», хотя он еще толком голову не держал. Но последние полгода – чтение слогов и слов – являются только логическим продолжением моего двухгодичного «проекта» по обучению ребенка чтению.

Мне хотелось сделать все правильно, насколько это вообще возможно в пределах отношений родители-дети. Я гуглила и собирала мнения примерно 3-4 месяца, меня интересовали все возможные методики. А если точнее, то меня интересовала пошаговая методика, где по неделям было бы расписано, как и что показывать ребенку. Таких не нашлось. Были такие, где предлагалось два раза в неделю приходить куда-то и чем-то играть, а параллельно осваивать чтение. Мне было недостаточно этого, как и карточек Домана, больше подходящих для английского, а идеально — для китайского языка.

БУКВЫ_РАННЕЕ_ЧТЕНИЕ

Поэтому мы начали с придумывания буквенных игр. С помощью бабушки был придуман чудесный алфавит. Это были квадраты размером 15*15 сантиметров, с огромными яркими разноцветными и разнофактурными буквами, пришитыми к квадратам с одной стороны, и различными нашивками с другой (это были бусины, пуговицы, кусочки разных шершавых материалов, складывающиеся в различные простые забавки-головоломки). Получая букву, Андрюшка вертел ее в руках со всех стороны, перебирал бусины и возил ее по полу. Одна буква в неделю. Это была яркая игрушка, с которой можно было пофантазировать, которой можно было пошвыряться, на которую можно было наползти, а потом прокатиться на ней. Ему было тогда чуть больше полугода.

bukva_5

Методическая гугловка все-таки дала некоторое понимание того, как именно НЕ стоит начинать знакомство в буквами, поэтому буква подавалась как звук (Андрею было тогда 8-10 месяцев). ВСЕ буквы, а не только те звуки, которые он мог произнести. Я не просила его произносить, я должна была удостовериться, что он просто запоминает причудливые палочки, которые по-разному пересекаются на квадратиках. Если вспомнить, то карточки Домана шли в ход с самого младенчества, но не как часть обучения чтению, а как материал для разглядывания. Примерно к двум годам с карточками было покончено, но ребенок знал все фрукты, домашних и экзотических животных, а также весь, даже самый что ни на есть специфический транспорт. Нетрудно догадаться, что к чтению это не имело никакого отношения.

З

Собранные отрывки методик приходилось расчленять на составляющие и выбирать из этого месива только то, что подходило или работало для нас на данный момент. Проще говоря, моя собственная методика представляла собой ирландкое рагу из Тюленева, Жуковой, Зайцева и еще трех-четырех менее известных активистов раннего чтива. Поэтому кроме квадратов были магнитные маленькие буквы, пластиковые буквы, вырезанные из старой разделочной доски (спасибо бабушке, которая вырезала их выжигателем (!))

bukvy_plastik

Квадраты шли в дело каждый раз, как только это хоть немного вписывалось в концепцию выбранной на данный момент ребенком игры: квадраты были парковками, летательными аппаратами и стенами домов и гаражей, они были взлетной полосой и прячущимися зверьками, и даже летающими тарелками. Я не хотела, чтобы буквы выделялись из игры, поэтому просто называла каждый квадрат «по имени»: — Андрюшка, смотри, это машинку можно поставить в гараж «О», а вот эта поместится на парковку «У»…. А кто же тогда заедет на парковку «И»?? Ребенок, деловито сдвинув бровки, ковылял искать подходящую лодку для модной парковки «И», на обороте которой были завязаны морские узлы.

bukva_9

Когда мы рисовали на больших кусках ватмана, то каждый рисовал, что хотел, и мой ребенок был не против, чтобы я изобразила пару больших красивых палочек. Ну и что, что я называла их «Рррррр» или «Ууууууу», они же были цветные, и потом их можно было весело зарисовать красной краской.

Потом была «Мизяка Дизяка» — чудесные мультфильмы, которые я случайно нашла на ютубе. Каждый мультфильм демонстрировал, как буквы соединяются в слог. Один мультфильм — один слог в разных игровых ситуациях. В конце шла веселая песенка и на все лады повторялся один слог в разных интонациях и шрифтах. Эти мультфильмы были скорее фоном, чем обучением, но думаю, что свою лепту в запоминание букв они все-таки внесли.

Ближе к двум годам бабушка пекла печенье в виде букв и мы его жадно поедали после того, как все буквы были идентифицированы. Квадраты мы прятали и искали по всей квартире, даже в стиральной машине. Если находили не тот квадрат, прятали его до следующего раза.

Ж

Параллельно мы много разговаривали, и важно упомянуть, что с первых дней у нас не было никакого сюсюканья, разговор велся нормальными словами, которые ребенок хорошо слышал и быстро начал различать в речи. Когда он пытался говорить, то за правильно сказанное слово получал похвалу, а неправильные слова аккуратно исправлялись и затем в течение дня несколько раз упоминались, чтобы коррекция укоренилась и воспроизвелась. Мы постоянно задавали ребенку вопросы, стараясь избегать таких, на которые можно было ответить «да» или «нет». Мы спрашивали «Как…», «Где…», «Зачем…», «Кто…», и терпеливо ждали ответа. Иногда ждали до двух минут, и это было трудно. Адом были и постоянные битвы со всеми, кто пытался коверкать слова и чье общение с ребенком можно было охарактеризовать как «усипусечки». Зато Андрей уверенно и рационально разговаривал связными предложениями уже к двум с половиной годам, когда мы пошли в садик. Я была абсолютно спокойна, потому что если в садике у него возникала проблема, он мог мне внятно объяснить ВСЁ! Да еще и потребовать подробных объяснений.

bukva_6

Еще до садика, когда ему было примерно 2 года и три месяца, я осознала, что ребенок осмысленно и внятно разговаривает, знает все буквы и ОНИ ЕМУ НАДОЕЛИ! Теперь он с улыбкой отказывался играть квадратами, и я поняла, что нам нужно переходить к слогам.

ЧИТАЕМ_РАНЕЕ_ЧТЕНИЕ

Это был большой шаг, поэтому я снова засела за гугл. И снова никаких готовых решений не нашла. Хотя нет, на сайте одного садика я нашла одну фотографию, где на стене было наклеено облако из ватмана, а с облака «капали» крупными каплями СЛОГИ. На фото не было видно, как они там крепятся и тем более не было никаких объяснений, поэтому я просто взяла облако за основу как идею, и сделала свою тучку с дождевыми каплями.

oblako_tseloe

Каждая капля крепилась к «подружке» с помощью наклеенных на нее липучек. На каждой капле был написал слог, и капель этих была тьма тьмущая. Каждый день я вешала разные капли, и выбирала момент, когда ребенок пробегал мимо, чтобы поиграть с ним в «сдирание капель». Капли можно было сорвать с облака только тогда, когда он прочитает слоги.

oblako_chast

Мы рисовали вагоны поездов на ватмане на полу в кухне. Вагончики соединялись в поезд, но у них не было колес. Каждый вагончик вез один слог, но в рамках одного поезда была только ОДНА согласная буква. «МА», «МО», «МУ», «МИ», «МЕ». Если Андрей читал слог, то мог дорисовать к поезду колеса любой величины. Ватмана катастрофически не хватало даже на пол-поезда, и к моим талантам прибавился складской: в доме всегда должны были быть ватман, краски, хорошо подточенные карандаши и самые разные кисти.

ГРАМОТНО_РАННЕЕ_ЧТЕНИЕ

С началом слогов я столкнулась с проблемой, в которой я виню опять-таки гугл, поскольку он не дал мне в свое время каких-либо внятных рекомендаций. Слоги нужно было СРАЗУ читать слогами, оставив лишь самый короткий промежуток времени на чтение слога отдельными буквами (например «М», «А», «МА»). Я позволяла ребенку произносить сначала отдельные буквы и только потом соединять в слог, и это было неправильно, поскольку Андрей особо не испытывал потребности читать слог как слог, ему было достаточно прочесть только буквы. И поскорее, потому что его ждал гараж, эвакуатор и куча машин. Настаивать было нельзя, нужен был хитрый ход.

Мое возмущение гуглом на тот момент достигло апогея, и я решила искать решение проблемы нетривиально: отправилась в магазин бумажных книг. Книжные магазины – это вообще здорово и тема эта заслуживает отдельной статьи.

Проведя пару часов в одном магазине, затем в другом я заработала себе кучу неотвеченных писем в рабочем почтовом ящике и головную боль. ПО возвращении домой я вспомнила о книге Надежды Жуковой «Букварь», которую я случайно купила почти год назад и отложила до лучших времен, в лучших традициях пост-советского менталитета. «Букварь» Жуковой НЕ предполагает, что ребенок не знает букв, это ясно с первых страниц. Он предполагает, что буквы ребенку уже знакомы, и сразу дает вполне конкретные указания насчет соединения букв в слоги и слова. Это было то, что мне нужно.  «Букварь» Жуковой стал моим хитрым ходом, потому что был подсунут ребенку в нужное время. Андрею на тот момент было 2 года и 10 месяцев, он отлично говорил на русском (нам не хватало только звука «Р») и был морально готов к чтению по книге.

bukvar_zhukovoy

Тут можно вернуться к первым трем абзацам и перечитать их еще раз, чтобы понять, как именно мы занимаемся по  «Букварю». Скажу только, что был период, когда за прочитанные строки он получал финик или орешки, пару штук, для снятия напряжения. Но этот период быстро прошел, когда я научилась отвлекаться во время чтения на кучу вопросов и обсуждение рисунков на странице, которую мы читали на данный момент. В среднем прочтение трех-четырех строк занимало до сих пор 10-30 минут, в зависимости от настроения и сложности материала, а также количества картинок на странице.

Мы читаем. И с каждым днем ему все легче, с каждой неделей он все с большей готовностью садится за книжку. Я уверена, что через полгода-год он прочтет свою первую маленькую сказку на ночь. Я не тороплюсь, потому что вся основная работа мной уже сделана. Мной, моим мужем и нашими мамами, которые поддерживали нас в нашем стремлении.

Сейчас появилось много откровенно бестолковых любительских статей, где пишут, что раннее чтение – это новомодное увлечение сумасшедших мамочек, а дети все равно начнут осознанно читать минимум с 4-х лет.

Давайте разберемся. Ребенок начнет читать к 4-м годам вот так сходу, сразу после праздничного торта на своем 4-м дне рождения? Нет, если с ним не заниматься до этого речью, развитием логического и символического мышления (вспоминаем, что буквы суть символы), если не стараться развить в нем способности к анализу и диалогу. А для всего этого не нужно ждать 4-х  — 6-ти лет, это закладывается буквально физиологически с первых дней рождения ребенка, когда вы меняете ему памперс, если он покакал и плачет, когда даете кушать, когда он голоден и плачет. Уже на второй неделе жизни ребенка плач становится знаком, способом диалога, который мы можем поддержать или игнорировать. И именно этот примитивный диалог закладывает в ребенка способность передавать свои мысли и коммуницировать свои потребности. Вашими усилиями и терпением этот плач перерастает в язык, вашими усилиями и настойчивостью этот язык становится осмысленным, и только от вас, близких ухаживающих за ребенком людей (включая бабушек, нянь, подруг и воспитателей) зависит его стремление познавать мир через понятия и символы. Понятие, выраженное символами, абсолютными в рамках одного языка, является якорем взаимодействия ребенка с внешней средой. Точно так же, как он запоминает цвета, он будет запоминать и буквы. Затем обнаружит, что буквы можно складывать и получит первые простые слова («ам», «ням», «ма», «па», «да»…). Это будет его время Великих Открытий.

Я

И увидит он, что это хорошо, простите за извращенную цитату.

И если он к году будет знать гласные, к полутора – все буквы, а к двум – читать слоги, то к трем он будет читать слова, а к четырем он придет к сознательному, осмысленному и ЛЕГКОМУ чтению. Несложно продолжить цепочку – к 7-ми годам он будет легче других осваивать школьную программу. Причем по любым предметам, поскольку чтение – это аналитический процесс, развивающий внимание, логику, терпение, память, способность видеть целое и запоминать частности.

chitat_rano_nelzya_medlit

Чтение – это основное средство обучения, мощный инструмент познания окружающего мира. Оно возникло с появляением письменности, а письменность возникла из попытки человека запомнить события и осознать сложные понятия, выразив их обобщающим рисунком. Предполагалось, что другим людям тоже должно быть легко читать такие рисунки, поэтому они видоизменялись и упрощались, в каждой языковой системе по-своему. Что-то превращалось в буквы, что-то в иероглифы, откуда-то возникла арабская вязь, кто-то разграничил латиницу и кириллицу. Процессы эти настолько древние, что даже говорить о них страшно и скучно, если вы не законченный филолог.

Разные языки требуют разных подходов к их освоению, и методики чтения в каждой стране – свои. Что мешает нам обучать детей чтению по СВОИМ методикам? Ничего, разве что глобальная патологическая вера в Интернет и неотвратимая растерянность, которая нагнетается обилием противоречивых потоков информации. А все, что нужно – это наблюдать за своим ребенком и находить те способы обучения, которые ему подходят. Вот только зависит это не от возраста, а от того, как родители воспринимают своего ребенка, от их готовности лично посидеть над буквами и сделать процесс обучения ярким и наполненным веселыми победами.

Ваш ребенок – это целый остров сокровищ и невиданных еще чудес, и только самым-самым отважным и внимательным родителям  посчастливится до них добраться.